Четыре  университета  Америки  заинтересовались идеей  Анастасии

 

Многие учёные присылают нам свои работы, сделанные на основе идей, изложенных в серии книг «Звенящие кедры России». Мы уже знакомили читателей с дипломной работой студентки Украинского университета. В настоящее время в Международной академии общественного развития готовится проект закона о родовых поместьях для представления в Госдуму.

Кандидат экономических наук представил проект экономического развития государства с учётом идеи из книг Мегре о родовых поместьях в 5 университетов США и получил приглашение от 4-х университетов начать на их базе работу над докторской по данной теме. Л. Шарашкин принял приглашение одного из университетов, который предложил ему и его семье проживание и работу в течение 5 лет. В альманахе  мы публикуем фрагмент выступления.

ЭКОНОМИКА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ И ЭКОПОСЕЛЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ: Проблема экономического обоснования идеи экопоселений

Важно иметь возможность экономически обосновать проект экопоселений. При этом, однако, следует учитывать, что:

• использование экономического анализа влияет на то, что анализируют (снижает его ценность ввиду наложения денежной оценки на не поддающиеся такой оценке блага);

• экономический анализ сегодня в основном обращает внимание на рыночное производство (например, произведенное самим собой для собственного потребления не учитывается в подсчете ВВП), экопоселения во многом не укладываются в такую систему учета;

• существуют подходы к экономике, в корне отличные от ныне принятых, которые лучше подходят для оценки проекта экопоселений. В настоящем выступлении будет рассмотрен такой подход в сравнении с ортодоксальной экономической теорией, в применении к экопоселениям.

 

1. О человеческой природе

Человек как эгоистичное существо-машина-животное или Человек. Иерархия уровней бытия. Их различия и следствия различий для видения природы человека. Родовые имения помогают человеку стать по-настоящему человеком.

2. Обустройство хозяйства

Нужно ли человеку крупномасштабное промышленное хозяйство? Местное производство из местного материала для местного потребления  или мировое хозяйство с международной торговлей. Вопрос ответственности человека за последствия своей хозяйственной деятельности. Красота, прочность, ненасилие как критерии экономического анализа.

3. Потребление

Откуда берутся бесконечные потребности? Эффективность потребления. Место потребления в жизни человека (поддерживать существование и обеспечивать основные потребности).

4. Назначение труда

Потребность в творческом, интересном, разнообразном труде. Труд как фактор производства или как путь к самореализации.

5. Назначение техники

Техника как ремесла и искусства. Адекватный уровень технологии. Пример с рубкой деревьев для финансирования посадки деревьев. Расходы в США на предотвращение загрязнения.

6. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы

Принципиальное отличие между возобновимыми и невозобновимыми природными ресурсами. Значение экопоселений для большего использования возобновимых ресурсов.

7. Отношение к земле

Земля как ресурс или как живое существо. Право собственности на землю. Необходимость возрождения духовного отношения к земле как условие выживания человечества.

8. Типы проблем

Препятствия перехода к новой модели экономики. Не все проблемы решаемы техническим путем. Все в руках человека. Экономически можно обосновать все, что угодно. Для экопоселений важно предпринимательство. Возможности для заработка найти можно.

 

Пример: травы Алтая.

Разведение  кабарги. Экспедиция Александра Истомина: результат — в одном районе Республики Алтай можно без ущерба экосистемам собирать в год лечебных трав на 30 млн долл. в год. Важность сбыта.

ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО   ОБОСНОВАНИЯ  ИДЕИ ЭКОПОСЕЛЕНИЙ

 

В пятой книге серии «Звенящие кедры России» Владимир Мегре сетовал на то, что не может экономическим языком доказать специалистам и власть имущим привлекательность проекта родовых имений. Он выражал надежду на то, что читатели, боле сведущие в экономике, возможно, смогут на цифрах доказать, насколько привлекателен этот проект для страны.

Хотя экономическое обоснование целесообразности экопоселений, безусловно, важно и может способствовать налаживанию взаимопонимания с органами государственной власти и учеными, следует отметить следующие опасности экономического анализа:

• Сам факт экономического анализа того или иного явления или проекта влияет на это явление или проект. Например, когда делается денежная оценка живой природы, это снижает ценность жизни в глазах аналитика, ибо более высокое по своей сути понятие (жизнь) измеряется более низким (деньги). В случае с родовыми имениями большая часть того, что делает этот проект привлекательным, не поддается денежной оценке (например, крепкие семьи; чувство удовлетворения поселенцев от общения с природой и создания прекрасного; духовный рост человека, живущего на своей земле; красота родовой земли и т. д.). Ценность (но не цена) этих факторов может намного превышать ценность городской жизни. Если не принять эти факторы во внимание, то анализ получится неполным, а если попытаться дать им денежную оценку, то будет назначена цена на то, что не должно измеряться в деньгах.

• Современный макроэкономический анализ принимает во внимание в основном рыночное производство (то есть производство с целью обмена). Например, продукты, произведенные семьей на своем дачном участке для собственного потребления, не учитываются при подсчете валового внутреннего продукта (ВВП) — основного показателя экономической деятельности. Таким образом, экопоселения во многом не укладываются в сегодняшнюю систему учета.

 

• Сегодня большинство экономистов смотрят на человека как на эгоистичное жадное существо с безграничными потребностями, заботящееся только о своей выгоде и о максимизации получаемой им через потребление полезности. На этом строится вся традиционная экономическая теория. Такой подход к экономике односторонен и не позволяет по достоинству оценить проекты, подобные родовым имениям. Существуют более гуманистичные подходы к экономике, чем ныне принятые. Поэтому при экономическом анализе экопоселений целесообразно пользоваться методологией «новой» экономической теории, ставящей в центр экономической жизни Человека и его истинные потребности.

 

Поскольку результаты экономического обоснования целесообразности создания родовых имений во многом определяются взглядами экономиста, а наиболее распространенные взгляды экономистов негуманны, в настоящем выступлении я хотел бы прежде всего обсудить идеи «новой» экономической теории в применении к оценке проекта экопоселений.

 

Самым ярким и ранним изложением идей «новой экономики» в современной экономической теории являются книги английского экономиста Эрнста Фридриха Шумахера «Малое прекрасно, или Экономика, где человек имеет значение» (E.F. Schumacher, «Small is Beautiful: Economics as if People Mattered») и «Карта для заблудившихся» («Guide for the Perplexed»). В книге «Малое прекрасно...» Шумахер излагает экономическое мировоззрение, которое можно назвать экономикой с человеческим лицом. Именно такой взгляд на экономику должен лежать в основе анализа экопоселений.

 

. О человеческой природе

 

Природа человека — центральный вопрос любой гуманитарной науки. Взгляд на природу человека определяет основные предпосылки науки, а также предмет науки (то, что подлежит изучению) и методы изучения.

Современная наука и, в частности, экономическая теория все еще в большой степени основывается на взглядах на человека и природу, унаследованных из XIX века. Считается, что человек возник эволюционным путем через случайные мутации генов и естественный отбор.

Для экономической теории человек — эгоистичное существо, поведение которого основано на стремлении максимизации для себя полезности. Предполагается, что человек ведет себя рационально и, следовательно, его поведение можно предсказать и изучить с использованием численных методов. Человек — это социальное животное, к которому применимы идеи Дарвина. Следовательно, конкуренция между людьми — естественная и нормальная  черта экономической  жизни. Хозяйственная  деятельность человека  изучается отдельно  от окружающей среды и общества, а  отрицательное  воздействие экономики на человека или природу рассматривается как внешнее по отношению  к  экономическому процессу, а не  как  прямое   и неизбежное его следствие.

Шумахер  обладал совершенно отличным видением человека и природы. Для него, так же как и для Анастасии, человек — проявление более высоких уровней бытия, в то время как для современной науки, как уже было отмечено выше, человек — продукт более низких уровней бытия (животных). Понимание отличия между разными уровнями бытия чрезвычайно важно для осознания природы человека и, следовательно, для формирования научного взгляда на него и его поведение.

 

Как мы видим, человек принципиально отличается от более низких уровней бытия, так как он обладает качеством, отсутствующим в минералах, растениях или животных — осознанностью. Также отметим, что по мере продвижения от минерала к человеку новые качества становятся все более редкими и уязвимыми. Человек может легко разрушить жизнь, сознание и осознанность, но создать их может только через сотворение на участке родовой земли. Получается, что любая произведенная человеком вещь (но не посаженный им сад или лес) стоит ниже, чем растения, животные или сам человек, ибо искусственные предметы мертвы и обладают только качествами минералов. В городе человека окружают по преимуществу мертвые предметы, стоящие на три уровня бытия ниже человека. В такой среде человек и сам становится более животным, растением и минералом, чем человеком. В родовом имении человека будет окружать живая природа; в таком окружении и через создание такого окружения человеку легче добиться большей осознанности. В этом принципиальное отличие родовых поместий от городов.

Современная же экономика не делает различия между разными уровнями бытия. Уничтожение жизни (скажем, дерева) ради создания мертвого предмета (например, мебели) считается приемлемым и, более того, желательным. Родовые имения предполагают противоположную систему ценностей.

Движущая сила современной экономики — алчность (желание иметь как можно больше для себя) и зависть (стремление иметь больше, чем другие). Эти чувства мешают человеку развивать качества, которые делают его по-настоящему человеком (осознанность). Жизнь же в родовом имении предполагает альтруизм (создание прекрасного без всяких корыстных побуждений) и скромность (через осознание места человека в природе). Кроме того, на смену конкуренции и соперничеству в экопоселениях приходит сотрудничество между людьми.

Так как экономическая теория — наука о человеке, а поведение человека, который обладает осознанностью, неизмеримо менее предсказуемо, чем поведение животных, методы количественного анализа, столь широко сегодня используемые экономистами, имеют лишь ограниченную сферу применения. Статистика применима лишь в том случае, когда человек неосознан. Более того, при использовании математических  методов  анализа теряются качественные  характеристики,   которые   могут  иметь большее значение, чем те, которые можно измерить. Так же и в случае с родовыми имениями качественные характеристики и осознанность человека настолько важны, что традиционный экономический анализ к ним мало применим.

Наконец, наука не только изучает человека, но и формирует его отношение к себе и к миру. Таким образом, наука, относящаяся к человеку как к живой машине и придающая особое значение животной (а не поистине человеческой ) природе человека, тем самым поощряет человека вести себя механически и создает препятствия для развития человеческого потенциала.

Именно экономическая теория, уделяющая первостепенное внимание человеку и природе, подходит для экономического обоснования идеи родовых поместий.

 

2. Обустройство хозяйства

 

Не удивительно ли, что современное человечество, чтобы вырастить одно яблоко, прикладывает усилия миллионов человек? Бесчисленные тысячи людей трудятся на карьерах и химических заводах, чтобы произвести удобрения; ученые сидят в лабораториях и колдуют над генами яблока, пытаясь сделать его лучше, чем сделал Бог; нефтяники бурят скважины и строят трубопроводы, чтобы доставить нефть до завода, где произведут бензин, который зальют в бак грузовика (над которым также трудились тысячи, если не миллионы человек — от каторжников на рудных карьерах до инженеров и директоров компаний), чтобы привести яблоко из далекой страны в местный магазин. Тысячи людей работают в торговле, чтобы продать это яблоко; финансисты сидят в своих стерильных офисах, чтобы обеспечить магазину возможность принять от вас деньги, и проч., и проч. Более того, вот вы съели яблоко, и началась новая бурная деятельность. Заводы по очистке канализационных стоков пыхтят, чтобы сделать воду с переработанным вами яблоком хоть немного чище; врачи и ученые ломают голову над тем, как вас лечить (оказалось, что питание генетически модифицированными яблоками, выращенными на химических удобрениях, отрицательно сказывается на вашем здоровье); на рудниках и заводах трудятся люди, производя мусоровоз, чтобы вывезти из города огрызок вашего яблока и захоронить его на свалке, и проч., и проч.

 

 

Такое положение вещей кажется современным экономистам вполне нормальным. Дело в том, что в экономической науке считается, что при росте производства снижаются издержки на единицу продукции, а, следовательно, огромные заводы или плантации экономически более привлекательны, чем маленькие мастерские или частные сады. Получается, что теперь человечеству для обеспечения себя всем необходимым нужна мировая экономика и международная торговля, хотя еще совсем недавно подавляющее большинство товаров производились из местного материала при использовании местного труда для местного потребления. Ведь для того чтобы вырастить яблоко, по большому счету почти ничего не нужно. Нужно посадить семечко в землю, поухаживать за ростком яблони, и потом она много лет будет снабжать человека плодами безо всякой необходимости в рудниках, грузовиках, магазинах, канализации и проч.

Родовые поместья представляют собой модель маломасштабного производства преимущественно для местного потребления. Такая модель производства и потребления имеет ряд преимуществ над современной индустриальной экономической системой: произведенные в ней продукты имеют лучшее качество, люди имеют более разнообразную работу и возможность работать вместе на своей земле, мелкие хозяйства оказывают наименьшее воздействие на окружающую среду и т. д.

Кроме того, рыночная система снимает с человека ответственность за его действия. Мало кто осознает себя ответственным за уничтожение лесов, когда читает газету (бумага которой сделана из срубленных деревьев); при виде за-хлебнувшегося в нефти пингвина человек, может, и огорчается, но никак не связывает эту ужасную картину с бензином в баке его автомобиля (а именно для производства этого бензина добывали ту нефть) и т. д. Жизнь в родовых поселениях, напротив, делает человека полностью ответственным за свои действия, ибо перед его глазами всегда присутствуют результаты его трудов, и от него зависит, будет ли это неказистое бетонное здание, или цветущий благоухающий сад.

Современные экономисты, оценивая какое-либо произведение человеческих рук, склонны обращать внимание на такие параметры, как цена, качество, функциональность. Шумахер же предложил в качестве критериев экономической оценки использовать красоту, прочность и ненасилие. Родовые имения, в отличие от городов, по-настоящему красивы живой красотой, прочны (ибо все живое самовоспроизводится) и мирны (при обустройстве  поселения и дальнейшей жизни в нем можно обойтись без машин и механизмов).

Экономика — это наука об организации домашнего хозяйства. Понятно, что именно родовое поместье лучше подходит в качестве предмета экономической теории, чем огромные индустриальные комплексы. Кроме того, экономика — это всего лишь наука о том, как человеку обеспечить себя всем необходимым. Она не должна становиться, как это недавно случилось, мерилом деятельности человека и основной целью его существования. Поэтому экономика родовых поместий — это лишь система знаний, позволяющих человеку обеспечить себя едой, водой, кровом, одеждой, но и только. Значение поместий выходит далеко за пределы их экономической функции. По сути — это образ жизни, помогающий человеку самосовершенствоваться.

 

3. Потребление

 

Для  современной   экономической  теории  потребление  —  конечная   цель хозяйственного процесса. Все, что предшествует потреблению, не так важно, как   полезность,  извлекаемая   потребителем из продукта. Кроме того, принимается как не требующая доказательств аксиома то, что человеческие   потребности   безграничны, и чем больше   он имеет, тем лучше.  В   этом свете   становится понятно,  почему   цивилизованное   общество столь  озабочено  проблемой  экономического  роста.

При  рассмотрении  причин того,  из-за чего потребности   современного человека   безграничны, необходимо упомянуть книгу Жана Ледлоффа «Принцип   непрерывности,   или  В  поисках  утерянного  счастья» (Jean Liedloff, «The Continuum Concept: In Search of Happiness Lost»).  Автор  показывает, что безграничные  потребности   возникают   в человеке  вследствие неправильного обращения с ним в младенчестве: из-за недостаточного внимания  со  стороны   матери (в частности, из-за неношения ребенка на руках двадцать четыре часа в сутки) ребенок недополучает опыт, необходимый  ему  для  развития, и  потом  продолжает  искать   его  во  взрослой   жизни,  стремясь  к   обладанию  все  новыми  и новыми вещами ради заполнения внутренней пустоты. Я не стану здесь вдаваться в подробности  того, как это происходит, но отмечу, что жизнь в родовом имении   лучше  подходит  человеческой  природе  и позволяет человеку среди прочего довольствоваться малым.

 

В  этой  связи  следует  также   упомянуть   книгу  американского  экономиста Германа Дали «Экономика нулевого роста» (Herman Daly, «Steady-state Economics»), в которой автор обращает внимание на важность не только объемов потребления, но и способности человека получать от этого потребления   удовольствие   (пользу).  Большая   эффективность   потребления заключается  в потреблении  меньшего  количества продуктов и услуг  и извлечении   из   этого   потребления   наибольшей пользы. Родовые поместья, безусловно, будут способствовать   большей  эффективности  потребления: возможности   потребления,  по  сравнению   с   современным   индустриальным обществом,   снизятся,   зато   качество  потребления возрастет, ибо люди будут потреблять продукты, сделанные или выращенные их собственными руками.

Тогда потребление займет надлежащее место в жизни человека — поддержание   существования   и   удовлетворение   основных  потребностей и,  таким  образом, создание   условий   для   самосовершенствования.

4. Назначение труда

 

В   современной   экономической   теории   труд  —  это  фактор  производства,  а  конечная  цель  производства — потребление. Получается, что  цель труда — потребление. Кроме того, раз труд — это фактор производства,  желательно  производить  как   можно  больше при минимальных  затратах  труда. При  этом  совершенно  не  учитывается,  что повышение  производительности труда может иметь отрицательные последствия,  в  частности,  труд   теряет  свою   творческую   составляющую.

Большинству людей сегодня не нравится их работа. Работа для них — средство  заработать  на  жизнь,  то  есть  обеспечить  потребление. Человек тратит  на  работу  не  менее  сорока часов в неделю (а реально, с учетом времени на дорогу, на отдых после работы и т. д., значительно больше), при этом не получая от нее никакого удовольствия. Чаще  всего  человек   работает с машинами, вдали от своей семьи, работает на кого-то еще; труд его однообразен и скучен, и человек с удовольствием отказался бы от него, если бы не нуждался в доходе в виде заработной платы.

Это  совершенно  неудовлетворительная  ситуация, особенно  если  учесть, что для человека труд прежде всего — путь самосовершенствования. Творче-ский,  интересный  и  полезный  труд  необходим  для  самореализации. Таким образом, труд — не  только  экономическая, но и духовная необходимость. Родовые имения смогут обеспечить человека таким полноценным трудом. Работа будет творческой (например, проектировка дома, участка и т. д.), интересной, разнообразной и полезной. Человек будет работать на себя и на свою семью, работать с живыми существами (растениями и животными) в обществе единомышленников и вблизи своих близких. Качество труда будет в целом значительно выше, чем у большинства людей сегодня.

5. Назначение техники

 

Изначальный смысл слова «техника» — это искусство и ремесла человека. Современные методы производства потеряли качества ремесла и, уж конечно, искусства. Как это произошло?

Использование   технологии  в производстве   может по-разному влиять  на работника. Техника может помочь человеку в работе или может превратить его в машину. Последнее случается в том случае, когда исконно человеческие действия заменяются машинами и когда производственный процесс распадается на большое число операций, лишенных творческого элемента. Хотя крупномасштабное промышленное производство столь любимо нашей цивилизацией, оно не только не обеспечивает человека творческой работой, но и разрушительно влияет на него и на природу.

Крупномасштабное промышленное производство необыкновенно затратно (потребляет огромное количество ресурсов) и вместе с тем генерирует огромное количество отходов. В одних только США в 2000 году было потрачено 185 млрд  долл., или 2,8% ВВП, на предотвращение загрязнения окружающей среды.

Новейшие  технологии  не обязательно самые лучшие. Часто использование передовых дорогостоящих технологий ведет к разрушительным последствиям. Приведу пример с деревопитомником и семенным центром в Хабаровской области. Правительство США подарило питомнику оборудование для контейнерного производства саженцев: маленькие деревья выращиваются теперь не в грунте, а в контейнерах — пластмассовых пробирках, наполненных специальной смесью из торфа, песка и перлита. Использование американского оборудования оказалось столь дорогостоящим, что теперь питомнику приходится незаконно рубить и продавать тысячелетние деревья, чтобы иметь возможность продолжать выращивать саженцы. Эта абсурдная ситуация считается большинством экономистов совершенно нормальной.

В родовых имениях не нужды будут сложные технологии. Малое ремесленное производство обеспечит людей интересной творческой разнообразной работой. Малые масштабы производства будут также оказывать минимальное отрицательное воздействие на окружающую среду, а значит, и здоровье поселенцев.

6. Возобновимые  и  невозобновимые природные  ресурсы

 

Существует принципиальное различие между товарами, произведенными из невозобновимых природных ресурсов, и всеми остальными товарами.  Современная   экономика  в   очень  большой  степени  зависит от невозобновимых природных ресурсов, особенно энергоносителей.  Экопоселения  же  поз-волят  во  многом перейти на использование возобновимых ресурсов,  включая  энергоносители, что, во-первых, снизит зависимость живущих в родовых поместьях людей от исчерпаемых природных ресурсов и, во-вторых, будет оказывать меньшее негативное влияние на окружающую среду.

 

 7. Отношение к земле

 

С точки зрения экономики земля — это невозобновимый редкий ресурс. Более того, в большинстве культур значение земли не сводилось к ресурсу — земля была живым воплощением божества. Во многих культурах не было понятия собственности на землю (да и как может человек, живущий лишь несколько десятилетий, владеть вечной землей). Примечательно, что если к земле относились просто как к ресурсу, почва разрушалась и целые цивилизации прекращали свое существование.

Между тем, сегодня в «цивилизованных» странах к земле относятся не только как к ресурсу, но и как к товару, который можно свободно продавать и покупать, которым можно владеть. Духовная связь с землей почти   полностью исчезла. В глазах американского фермера единственная  функция земли — держать  колос в вертикальном положении, чтобы под него можно было лить химические удобрения и пестициды.

Выживание  человечества  в  долгосрочной перспективе навряд ли возможно без изменения отношения к земле. Родовые имения позволяют возродить духовную связь с землей, а значит, способствуют выживанию человека как вида.

 

8. Типы проблем

 

Безусловно, существует  огромное  количество   препятствий   для   перехода к новой модели экономики. Это и уже сложившийся индустриальный экономический  механизм, и неправильное  воспитание  детей, и однобокое образование  (включая экономическое), и незнание ценности нетрадиционных  ресурсов  (лекарственные   травы-дикоросы, ягоды, грибы и т. д.), и  бремя  внешнего  долга страны. Вместе  с тем, многие из этих проблем  имеют  более  простые   решения, чем принято считать.

Современное  общество  склонно  полагать, что любую  проблему   можно решить  при  помощи   технического  прогресса. Как   показывает опыт, это не   так. Некоторые, самые важные проблемы, не имеют технического решения. Но их можно разрешить, если человек   изменит  самого  себя,  станет более  сознательным. Создание  родовых  имений —  одно  из  таких   решений.

Экономически  обосновать  можно  что  угодно,  даже   взаимоисключающие вещи. При этом макроэкономическую модель экономики с большим количеством   экопоселений  построить,   безусловно,  можно   (были  бы деньги, чтобы нанять высококвалифицированных экономистов),  но  практическая   ценность   такого  исследования   не  очень  велика.  Куда  важнее  накопление и обмен информацией и опытом по обустройству поселений и ведению хозяйства  (именно  это  и можно  назвать  экономикой — то  есть  наукой   о ведении домашнего  хозяйства). Обеспечение денежного   дохода   поселенцев  —  проблема   во   многом  не   экономическая,  а  предпринимательская. В   большинстве  случаев  есть и будут возможности заработка, важно только и распознать и использовать. Приведу пример с травяным богатством Алтая.

 

Пример:  травы Алтая

 

Алтаец   Александр Истомин  некоторое  время  занимался  разведением  на ферме   кабарги   и  продавал струю кабарги  и другие продукты в Китай (струя кабарги используется в традиционной   китайской медицине). Дело шло хорошо и приносило неплохой доход. Вот вам пример успешного предпринимательства: в деле использовались местные ресурсы, оно не требовало  крупных  капиталовложений   и сложного  оборудования.

Оставив  занятие   кабаргой,  А. Т. Истомин   снарядил   экспедицию,  которая провела тщательное исследование растительного мира одного только Турачакского района Республики Алтай. Из   результатов  экспедиции   следует, что в районе только по тринадцати видам трав (из более чем ста видов распространенных трав) запасы  составляют около 300 млн долл., причем 10%  от запасов, то есть на 30 млн долл.,  могут извлекаться  ежегодно  без ущерба  для  экосистемы. Данные по допустимому ежегодному извлечению лекарственно-технического сырья приведены ниже в таблице.

 

Таблица 1. Расчет объёмов и стоимости допустимого ежегодного сбора трав в Турачакском районе Республики Алтай

Источник: материалы А. Т. Истомина

 

Примечание: указанная  цена  —  цена  приемки трав  травозаготавливающим и предприятиями или посредниками. Для лука победного (черемши) и папоротника орляка коэффициенты усушки не указаны, так как их употребляют в пищу свежими.

Хотя запасы трав огромны, их сбор — довольно трудоемкая работа. Кроме того,  хотя  сезон сбора длится с марта до поздней осени, основной сезон сбора составляет только около двух месяцев в году. За  эти  60  дней   мужчина может накопать до 1 тонны корневищ (сухой вес), а женщина,  или подросток — собрать около 60 кг трав (сухой вес). Получается, что если собранные   травы  просто  сдаются  заготовительным  организациям,  то доход  семьи  из  трех  человек   не   так  уж  велик   (даже  если семья прособирала травы 90 дней и собрала 180 кг трав и 1,5 т корневищ,  она  получит около 1700 долларов). Но  если  организован  хороший  сбыт  свежих трав (например, черемши  или  папаротника орляка) в города, особенно в крупные, то доход   от  их  заготовки  и  продажи   возрастает  в  несколько раз.  Если   организовано  малое   производство  по расфасовке трав, то их цена  также  возрастает в несколько раз, а если налажено произовдство фиточая в пакетиках (причем можно не закупать дорогие расфасовочные линии, а использовать ручной семейный труд или же отдавать сырье на расфасовку уже существующим заводам) — то стоимость трав возрастает в 10–15 раз.  При  этом  необыкновенно важной становится роль предпринимателя в организации  сбора, в производстве и особенно в сбыте продукции.

 

Вот один из примеров того, как экопоселения могут обеспечить себе денежный доход. В большинстве регионов России имеются схожие возможности (сбор ягод, грибов, трав, орехов, прием гостей-туристов, рукоделие, мелкое   кустарное производство и т. д.),  которые остается только обнаружить и использовать. Информация   о  возможных ресурсах часто может быть собрана из уже существующих источников (НИИ, соответствующие   кафедры вузов,  региональные  и местные   администрации и пр.). При  необходимости   всегда   можно  найти экономистов  и  других   специалистов  (ботаников,  экологов  и  т. д.),  которые помогут  разработать  план  использования  ресурса  без  нанесения   вреда экосистемам.  Но воплощение — всегда дело сообщества людей. При этом велика  роль  предпринимательства. И   рассчитывать   всегда  нужно  на свои силы.  Они   помогут.

Спасибо за внимание.

Леонид Шарашкин, докторант Лесной программы Университета Миссури, Колумбия, США; магистр государственного управления и природоохранной политики (Университет Индианы, США);  специалист  по международным экономическим отношениям (Московский государственный институт международных отношений — МГИМО МИД РФ)

 

 

Главная

 

ЛАБОРАТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

Фрагмент выступления В. Мегре в Цюрихе (Швейцария)

РОДОВОМУ ПОМЕСТЬЮ БЫТЬ!

Экологические поселения и вечная чистота природы (К. В. Иванов-Польский)

Возьмите на заметку

К ВЫБОРАМ

Нам пишут (Отвечает на вопросы В. Я. Медиков)

О законопроектах и морально-этических нормах (А. Юнязов)

РОСТКИ  БУДУЩЕГО

О чем мечтают наши дети?

Гектар землицы (Потоцкая Е. П.)

ПИСЬМА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

К читателям книг В. Н. Мегре из серии «Звенящие кедры России» (Костиков С. В.)

КЕДР-БАТЮШКА

Что может дать человек кедру, и что может дать кедр человеку? Сибирский кедр — национальная гордость и богатство России

Кедр в храме

ТВОРЧЕСТВО ЧИТАТЕЛЕЙ

Посадка  растений  в  родовом поместье (Сергей, г. Владивосток)

О характере растений

Соловьиная роща по заказу (Е. Карев)

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Секта имени меня

В. Мегре отвечает на вопросы

Разговор двух мужчин о женщине (Ольга Франк)

НОВОСТИ

Конференция в г. Уфе  под патронажем

Верховного муфтия России Талгата Сафа Тадджудина

Резолюция конференции «Экология и возрождение духовности»

Интервью с  муфтием России

Письмо президенту РФ Путину В. В. от  читателей серии книг В. Мегре

Четыре университета Америки заинтересовались идеей Анастасии

Театр  «Встреча», Санкт-Петербург

Владимирский Фонд культуры и поддержки творчества «Анастасия»

      <<< Назад                                        Дальше >>>

 Альманах №5

По всем вопросам или найденным ошибкам пишите на электропочту erm9@yandex.ru

 

Нужен сайт? Закажите у меня - sitearts.ru!