РОСТКИ БУДУЩЕГО

 

Меня зовут Татьяна. Я живу на Украине. Идеи ваших книг так увлекли меня, что я решила больше не переписывать «тупо» курсовую из книг, а написать ее о родовых поместьях.

Вначале это было смутное желание. Потом оно нашло оформление. Случилось так, что мою идею поддержал профессор из Харькова, который читал у нас лекции по экологическому праву — Шульга Михаил Васильевич. Результат вы видите перед собой.

Конечно, со многими положениями курсовой вы уже знакомы из других источников, они для вас не новость, но я ставила подспудно задачу объединить в работе многое из того, что мне известно о них, что хоть немного будет связано с темой. Но я уже собираюсь писать более конкретную тему, убрать лишнее, добавить несказанное, к тому же работа писалась на основании действующего украинского законодательства.

И еще. Если честно, то главным мотивом, побудившим меня написать данную работу, было желание увидеться с Вами, познакомиться лично. Но так как в гости «с пустыми руками не ходят», и чтобы зря не отвлекать вас от дел на пустые, ничего не значащие разговоры, я и решила сделать то, что в моих силах, чтобы принести пользу вам и Анастасии. Хотя бы чуточку. Возможно, она послужит точкой отсчета, основой для написания научных работ по другим предметам в вузах (социология, агрономия, история и т. п.). Пусть эта и следующая моя дипломная работа будет нашим «разговором», нашей заочной встречей.

С уважением, Бородина Татьяна,

Украина, г. Мариуполь

Если захотите написать письмо,

мой адрес электронный: borodina223344@mail.ru

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МАРИУПОЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ

 

 

К защите допустить

с предварительной оценкой:

____________________________

«____»_____________2002 г.

руководитель: Шульга М.В.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ В УКРАИНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Студентки 4 курса 401 группы

Специальности: правоведение

Бородиной Т. А.

 

Работа защищена с оценкой

__________________

«____»____________2002 г.

 

Преподаватель: Шульга М. В.,

док. юрид. наук, профессор

 

Мариуполь 2002

 

 

Курсовая работа публикуется в сокращении

 

 

Земля есть торжественный дар, который природа сделала человеку; рождение каждого есть право на владение землею. Право это так же естественно, как право ребенка на грудь своей матери.

Мармонтель

 

СТАНОВЛЕНИЕ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПО СОЗДАНИЮ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ И ПОСЕЛЕНИЙ В УКРАИНЕ

 

Сейчас в Украине происходит процесс объединения общественных организаций и движений с целью создания родовых поместий. При этом под родовым поместьем подразумевается неделимый земельный участок площадью в один гектар, предоставленный семье граждан Украины или одинокому гражданину Украины бесплатно в пожизненное наследуемое владение без права продажи для строительства усадьбы (имения), а также создания и ведения приусадебного хозяйства.

С двадцать третьего по двадцать пятое ноября в Киеве проходил 1 Всеукраинский Съезд общественных организаций по созданию родовых поместий и поселений. На Съезде собрались делегаты из 14 городов Украины, в которых активно разворачиваются общественные процессы по созданию отечественных экологических поселков, состоящих из приусадебных участков площадью не менее 1 га каждый — родовых поместий.

На Съезде было предложено внести дополнения в действующее законодательство, согласно которым «Выделить каждой желающей семье или одинокому гражданину Украины не менее 1 га земли для создания на нем своего родового поместья. Земля должна предоставляться бесплатно в пожизненное пользование без права продажи, но с правом передачи по наследству. Земля родового поместья и продукция, произведенная в нем, не должны облагаться налогами».

Для реализации проектов родовых поселений общественными организациями в разных городах страны осуществляется поиски земель (как правило — неудобий), на которых начнется восстановление нарушенного экологического баланса. Проживая на этих территориях, люди планируют не только внедрять природосообразный способ ведения хозяйства, но и заботиться об окружающей их поселки территории.

В результате представления региональных программ, на Съезде родилась общенациональная программа «Родинне джерело», которая объединила в себе не только идеи и задачи международного опыта строительства экопоселков (поселений нового типа), но и все достижения, имеющиеся на местах. Так, например: Джанкойская районная общественная организация «Родовое поместье» получила поддержку райгосадминистрации и принимает непосредственное участие в разработке проекта, сметы поселения. Крымская Республиканская Ассоциация «Экология и мир» в лице ученого совета и во главе председателя поддержали проект, приняли решение помочь ему осуществиться и предложили помощь крымских ученых. Тимирязевский (с. Рощица) сельский совет Джанкойского района принял ходатайство ДРОО «Родовое поместье» о выделении членам организации участков для организации поселения.

В Харькове создана некоммерческая ассоциация творцов родовых поместий «Школа садовников», которая за неполный год существования осуществила ряд подготовительных шагов к тому, чтобы начать создавать свои усадьбы с природосообразным способом ведения хозяйства. Найдено место в излучине реки Северский Донец (бывший артиллерийский полигон), для которого разработан совместно с учеными проект заказника местного значения, а совместно со специалистами «УкрНИИгаз» — типовой генеральный план экологического поселка. Также начата реализация программы «Школы садовников» по социальной реабилитации детей-сирот в экологических поселениях, в которой воспитанники детских домов со школьных лет обучаются навыкам, умениям и знаниям, необходимым для обустройства родовых поместий. Предполагается создание государственной программы по предоставлению земельных участков для создания родовых поместий еще в период пребывания детей в детском доме, чтобы они на каникулах или в выходные дни могли выезжать на них и заниматься их обустройством. Чтобы к тому моменту, когда они достигнут совершеннолетия, у них уже была крыша над головой, свой сад и дом. Эта программа позволит решить проблему бездомности и обеспечения средствами для достойной жизни детей, лишенных родительской опеки.

В г. Житомире оформляется один участок земли до 150 га для поселения, прорабатывается второй участок с участием сельского головы, который будет членом поселения. Также подготавливается проект возрождения брошенного села Тартачок Червоноармейского района.

 Киевской городской организацией разработан проект экологического поселения на 450 жителей. С февраля 2001 года ею накапливается база данных по современным энергосберегающим технологиям, альтернативным источникам энергии, рекреационному земледелию. Ведутся переговоры с Кагарлыкской и Бышевской администрациями по вопросу выделения участков земли под создание поселков.

Вряд ли кто-то захочет использовать уже существующий в деревне дом как место жительства, как родовое поместье. Предпочтение будет отдаваться собственной планировке дома, насаждений, построек. Исключение могут составить жители этой деревни. Остальные возьмут пустой участок, при этом будут временно проживать в брошенных домах или снимать комнаты у жителей деревни, пока не построят свой дом. При выборе хутора или деревни возникает необходимость в наличии вокруг поселения дополнительной территории для расширения уже существующих участков и для формирования новых (до 150-200 га).

Теоретически (условно) процесс создания родовых поместий и поселений можно разделить на три этапа. При этом в точности обозначить временные рамки наступления каждого периода сложно. Во многом это зависит от наступления событий, а не от конкретной даты.

 

Первый этап — подготовительный. Как и в любом случае внедрения нового в практику, нет необходимости бросаться сломя голову на новое место (как это бывало при строительстве БАМа и других строек века). Следует продумать все до мельчайших деталей, по возможности все предусмотреть (финансирование, проживание, питание и т. п.). Иначе можно, не зная чего хочешь, получить не то, что желал. На этом этапе происходит выявление законов, которых не хватает, а в какие требуется внести изменения, чтобы перейти к следующему этапу.

Второй этап — создание первых поселений. Один из существенных моментов состоит в том, что первые поселения будут экспериментальными, то есть на них начнется отработка новых методов хозяйствования, новая организация быта. От их успеха или провала зависит во многом переход к третьему этапу. Главная их задача состоит в том, чтобы показать сомневающимся, что подобная форма организации жизненного быта возможна, достаточно эффективна и очень благотворно сказывается на физическом и психическом здоровье человека. На первых порах возможно создание поселков в качестве государственного эксперимента (как при создании в нашем государстве СЭЗ). Это также позволит доказать государству выгодность и перспективность подобного правового режима земель и нового способа хозяйствования. Участки должны брать те, кто чувствует в себе желание, силы, имеет возможность обустроить родовое поместье. На данный же момент у кого-то нет финансов, кто-то сомневается в том, что у него получится все как надо. Кто-то же просто хочет посмотреть, как это получится у других. Последнее повышает важность завершения с положительным результатом этого этапа.

 

Третий этап — массовое переселение/преобразование. Переход к этому этапу возможен только после принятия Поправки в Конституцию и Закона о родовых поместьях, который бы предусматривал отлаженный механизм выделения и получения земли для создания родовых поместий и исключал бы в корне негативные влияния со стороны чиновничьего аппарата. Необходимо учесть, что многие городские жители захотят вернуться в родные места, где родились и выросли и откуда сбежали в поисках лучшей жизни в города. Предпочтут возвратиться и украинцы-эмигранты, ранее переехавшие в иностранные государства на ПМЖ и в поисках работы и не нашедшие там себе места. Поэтому следует заранее позаботиться об их статусе и правах. Определить земельные участки для организации поселений. Возможно даже, что предстоит создание Резервного Фонда специально для подобной категории граждан, чтобы не оставить их без земли.

Сейчас движение находится на первом этапе. И его основной задачей является анализ действующего законодательства для нахождения в нем возможности получить землю в собственность, не дожидаясь принятия Закона о родовых поместьях, чтобы в последующем просто изменить ее статус.

 

ПРОЕКТ ЗАКОНА О РОДОВЫХ ПОМЕСТЬЯХ.

ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Сейчас идет процесс создания проекта поправки в Конституцию Украины и Закона о родовых поместьях. Преимущественно на основании разработок россиян с учетом условий в нашем государстве. Ведется работа по созданию продолжения и окончания Закона. В целом же думается, что режим родовых поместий будет единым для всех государств. В понятие «родовое поместье» люди будут вкладывать один смысл: участок земли, на котором на века создается прекрасный сад потомкам. Поэтому вряд ли особо будут различаться тексты Законов в разных государствах.

 

Согласно ст. 1 проекта: «Родовое поместье — неделимый земельный участок площадью в один гектар, предоставленный семье граждан Украины или одинокому гражданину Украины бесплатно в пожизненное наследуемое владение без права продажи для строительства усадьбы, а также создания и ведения приусадебного хозяйства». То есть, земельный участок предоставляется уже существующей семье или совершеннолетнему одинокому гражданину Украины. Правовой режим пожизненного наследуемого владения позволит предупредить возможные злоупотребления со стороны лиц, желающих нажиться на продаже земли, так как пожизненное владение — это уже не собственность. Его нельзя продать, заложить, обменять на что-либо иное, чем другое родовое имение в установленных Законом случаях. На этом земельном участке пользователь имеет право строить усадьбу (имение) по индивидуальной планировке (высаживать сад, лес, огород, клумбы, рыть пруд и т. п.) и только передавать по наследству. Нельзя иметь более одного родового поместья на одну семью, но можно иметь другие земельные участки, предоставленные для ведения хозяйственной или иной деятельности (например, сельское хозяйство, предпринимательская деятельность, частный заповедник и т. п.).

 

Статья 2 проекта определяет, что родовое поселение — это группа близко расположенных родовых поместий, владельцы которых объединены в общее некоммерческое партнерство для совместного обустройства родовых поместий и обеспечения проживания в них, содержащая также земельные участки, необходимые для организации инфраструктуры поселения и обеспечения проживания в родовых поместьях. То есть в состав родового поселения входят родовые поместья отдельных владельцев и земельные участки для создания соответствующей инфраструктуры, административных, образовательных, медицинских, культурных, спортивных, подсобных и иных общественных объектов и учреждений. Запрещается организация на территории родовых поместий и родовых поселений промышленных и иных производств, вредных для естественной природной среды и человека. Необходимо будет предусмотреть в Уголовном Кодексе Украины и соответствующих нормативных актах штрафные и иные санкции к нарушителям данной императивной нормы в целях предупреждения и пресечения подобных действий. А также для восстановления экологического равновесия путем компенсации причиненного вреда. Средства будут направляться в природоохранные мероприятия непосредственно в бюджет поселения, в полном объеме.

В поместье могут проживать сразу несколько семей из разных поколений (прадед, дед, отец и мать, дети, внуки, правнуки и др.) — род. Поэтому в статье 3 проекта предусматривается, что допускается совместное владение одним поместьем с общего согласия всех его владельцев и с общего согласия общего собрания членов соответствующего поселения, если это предусмотрено его уставом. При этом ни в коем случае не допускается разделение поместья на части! Даже в случае развода, получения его в наследство, в судебном порядке. Так как необходимо сохранить его в целости.

 

Семья имеет право по своему усмотрению формировать облик поместья, планировать посадки и постройки. Однако общие рекомендации могут быть такие:

1. Родовое поместье обнесено живой изгородью.

2. Часть поместья занята лесом любых пород.

3. Имеется в наличии пруд.

4. Имеется одно или несколько родовых деревьев (преимущественно дуб и кедр, можно и другие вековые деревья).

Строительство родового поместья должно вестись по принципу: стремиться к тому, чтобы произведенные трудозатраты были полезны и для последующих поколений рода. Долговечные постройки, самовосстанавливающиеся, самовозрождающиеся насаждения должны не увеличивать, а уменьшать проблемы последующих поколений. Потомки должны заботиться не о том, как снести сгнившие, превратившиеся в мусор постройки, исправить последствия бездумного использования земли. А как улучшить, усовершенствовать природные механизмы саморегуляции, чтобы сделать жизнь следующего поколения семьи более комфортной и удобной и уменьшить проблемы по уходу за насаждениями.

Для наглядности рассмотрим такой пример-задачу: семья беженцев (или же лиц без определенного места жительства, попросту — бомжей), не имеющая денег, вещей, продуктов питания, получает родовое поместье. На носу зима. Сделать землянку можно, имея лопату, топор, ножовку (любой человек предложит это безвозмездно). Лес можно выписать в лесничестве при содействии сельской администрации и комитета по вопросам семьи. Устроиться на работу можно в близлежащий колхоз. Теплые вещи взять в сельской администрации или благотворительной организации. Сельские жители могут сделать буржуйку, причем денег с беженца не возьмут. По теплосбережению землянка оставит далеко позади самые современные дома, ведь вода в погребе не замерзает даже в самые лютые морозы без дополнительного отопления. Таким образом, зиму можно пережить.

Весной соседи могут бесплатно поделиться своими семенами, одолжить лопату, плоскорез и другой сельскохозяйственный инвентарь. А уже летом семья будет полностью обеспечена продуктами питания со своего родового поместья. И сможет взяться за строительство настоящего, пусть и скромного, но своего дома. При этом у некоторых может возникнуть резонный вопрос: «А на какие средства эта семья бедная построит себе дом?». На это можно ответить тем, что на сегодняшний день существуют разработки по дешевым, прочным и экологически чистым технологиям строительства жилья. И это не последний из вариантов. Можно строить дом из прессованных блоков, в которых 90% соломы и лишь 10% глины как связки. Устройство по изготовлению таких блоков семьей беженцев вполне может предоставить на время любая семья, у которой оно имеется.

Также может возникнут вопрос: «Где же взять столько земли, чтобы каждому хватило? России в этом плане легче — у нее большая территория. А Украина во много раз меньше ее». Давайте поразмышляем.

 

Во-первых, после проведенной переписи может оказаться, что нас не 52 миллиона, а около 47–49 миллионов, в том числе и дети. Если учесть, что землю будут брать семьи, то количество гектаров уменьшится в два, а то и больше раз. Семьи могут быть как уже сформировавшиеся, так и вновь созданные. Дети, достигшие совершеннолетия, могут создать свое поместье, некоторые же останутся в родительском и будут ухаживать за ним. Дочери, как правило, уйдут жить к своим мужьям. К тому же в одном родовом поместье может проживать весь род, состоящий из нескольких поколений. Таким образом, максимальное количество гектаров, которые потребуются для создания родовых поместий, составит около 15–20 миллионов. Это около четверти всей территории Украины.

 

Во-вторых, не все эти 49 миллионов граждан возьмут себе участки для создания родового поместья. Наше общество в своем отношении к поместьям может разделиться на три части. Одна часть — «жаждущие» — активно примется за обустройство своих родовых поместий. Другая часть — «сомневающиеся» - получат наделы под родовые поместья и будут в свободное время их обустраивать, а в основное время — удовлетворять свои профессиональные амбиции и карьерные устремления на цивилизованной работе. Третья часть — «не признающие» — будут каждодневно ходить на службу, будут работниками разного уровня и требовать повышения своих доходов, чтобы «жить по-человечески». Со временем «жаждущих» обустраивать свои поместья будет становиться все больше (это верный признак того, что люди начнут задумываться о своем будущем), а «сомневающихся» и «не признающих» не останется. Необходимо будет время, чтобы люди почувствовали преимущества этого прочного и надежного, вечного тыла.

В-третьих, когда государство и люди, в нем живущие, увидят эти преимущества и почувствуют перспективность нового способа хозяйствования; когда продукты, выращенные в поместьях, станут стоить намного дороже выращенных по традиционным технологиям на полях — тогда бизнес по продаже этих продуктов вытеснит множество остальных видов деятельности и освободится территория, занимаемая ими.

 

В-четвертых, если задуматься, то окажется, что участок земли работает на каждого из нас всю жизнь, даже если мы живем в городе и у нас никогда не было ни дачи, ни огородика. Подумайте сами. Все, даже коренные горожане, едят раза по три в день (или же кто как). А где берется эта еда? Не появляется же она сама на рынке или в магазине. Все, что мы видим на нашем столе, выросло на земле (не принимая во внимание всякую химию, которой нас травят). И даже сыры, колбасы, молочная и другая продукция животного происхождения тоже неразрывно связаны с землей. Ведь чтобы та же свинка или бычок выросли, чтобы корова дала молоко, им нужно питаться зерном, травой, которые опять же растут на земле. Заводы, пищевые фабрики, склады, магазины, дороги, по которым продукция доставляется на городские прилавки, тоже ведь занимают участки земли, и не малые. Вот и выходит, что тот же гектар нашей родовой земли незримо работает на нас всю нашу жизнь. Да только получается, что едим мы далеко не всегда самое свежее и экологически чистое, какое мы получали бы, вырастив это своими руками, без удобрений, ядохимикатов, пестицидов, консервантов, не перемороженное и лежалое. К тому ж пища на прилавках — без вкуса и аромата. От суммы всех этих составляющих мы большей частью и болеем.

Вышеизложенная информация несколько вышла за рамки темы главы, так как касается перспектив введения правового режима земель. Но она здесь не помешает, а только дополнит сказанное.

И прежде чем приступить к рассмотрению самого вопроса о перспективах, связанных с введением правового режима родовых поместий в Украине, нелишним будет вернуться назад в историю и узнать, как же раньше решался вопрос с землей. При этом найти отдельные черты, характерные для предложенных родовых поместий и иных правовых режимов. А также проследить, в чем была их неполнота, незавершенность, и почему ограничились полумерами. Выявить, что же не позволило им стать массовым явлением и принести пользу и реальную свободу владельцам земельных участков.

 

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

 

Думается, что, когда простой человек слышит определение «поместье», ему на память сразу приходит царская Россия, помещики и стонущий от их гнета крепостной люд. Так уж получилось, что термины эти схожи. Да и отдельные черты наблюдаются. Однако, чтобы разобраться, в чем же их отличие, а в чем — похожесть, давайте углубимся в не такую уж и далекую нашу историю и проследим, как это было.

Во второй половине XI — первой половине XII века в России образуется феодальная вотчина. Развивается она путем пожалования князем боярам земли с крестьянами. Конец XIII — начало XIV века — это время роста феодального землевладения. Феодалы делились на высший слой (бояр) и слуг вольных. Наряду с ними существовали мелкие феодалы-землевладельцы, которые получали от князя небольшие участки за службу (из них позднее развилась поместная система). «Служба по прибору» считалась менее почетной, чем «служба по отечеству», так как она не передавалась по наследству, и на нее мог поступить любой свободный человек. С 1550 года «приборные люди», неся службу на границах и в городах, селились особыми слободами и по возможности обеспечивались коллективными землями — «дачами». Из этих общих «дач» выделялись участки для личного пользования.

Во второй половине XV века в Северо-Восточной Руси еще преобладали земли черных крестьян. Они платили налоги непосредственно князю, а не через феодалов. Их общины именовались волостями. Феодалы постоянно вели наступление на черные земли, пытались их «обоярить». Но крестьяне выступали с судебными исками, перепахивали межи, не пускали боярских приказчиков. Поскольку князья часто передавали возникшим монастырям в собственность черные земли, то крестьяне нередко сопротивлялись созданию новых монастырей. Многочисленные сведения такого рода содержатся в житиях основателей монастырей.

В XVI–XVII веках стали различать две формы феодального землевладения: поместье — пожизненное владение, обусловленное обязательной службой, и вотчина — безусловная наследственная собственность (владение). Правам и обязанностям дворян (служилых людей по отечеству) даже были посвящены две специальные главы Уложения 1649 года — «О поместных землях» (№16) и «О вотчинах» (№17). В них до мельчайших подробностей излагается порядок обеспечения служилого человека землей в форме поместий и вотчин, определяется размер пожалованного поместья в зависимости от принадлежности к той или иной прослойке служилого сословия: боярину — 200 четвертей, а провинциальному боярину — лишь 70. В главах четко прослеживается стирание граней между поместьем и вотчиной. Ранее, по закону, прекращение службы теоретически влекло за собой изъятие поместья. Поэтому каждый владелец поместья стремился превратить его в вотчину. Уложением это желание удовлетворялось. Оно разрывало непосредственные связи и зависимость службы от владения поместьем — поместья предоставлялись «в пожить» дворянам, лишенным возможности продолжать службу по старости или состоянию здоровья. Показателем этой тенденции служат и определенные доли поместной земли, причитающейся вдовам, сыновьям, не достигшим возраста, с которого начиналось исчисление службы, а также дочерям.

В первой четверти XVII века старинная система раздачи земель служилым людям «по отечеству» изжила себя. Теперь царь жалует землю за особые заслуги, что приводит к значительному росту дворянского землевладения. Расширяются и их права. Укрепляются феодально-крепостнические порядки. Утрачивается прямая связь между службой и ее земельным вознаграждением: поместья остаются за родом даже в том случае, если его представители прекратили службу. Расширяются права распоряжения поместьями (мена, передача в качестве приданого и т. д.). Тем самым поместье утрачивает черты условного землевладения и приближается к вотчине. Между ними к концу столетия сохранились лишь формальные различия.

Только Указ о единонаследии 1714 года окончательно оформил слияние этих форм в одну. Их объявили «недвижимой собственностью». Правда, Указ 1714 года запрещал продавать и закладывать поместья и вотчины, а также делить их на части между наследниками. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному наследнику, а движимое имущество получали остальные сыновья, дочери и вдова. Это мотивировалось необходимостью предотвратить дробление земельных владений и измельчение помещичьих хозяйств. Но главной целью было принуждение молодых дворян «хлеба своего искать службою, ученьем, торгами и прочим».

Вопрос предоставления земли всем гражданам, в том числе и крестьянам, решался так. В 1765 году было введено новшество — Вольным экономическим обществом объявлен конкурс на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее для общества: чтобы крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?». За два года было получено 162 конкурсные работы. Из них 129 от немцев, 21 от французов и 7 от русских. Во всех наблюдается резкая критика крепостничества. Кроме того, либеральный дворянин А. Я. Поленов посчитал возможным предоставить крепостному крестьянину право наследственного владения и недвижимым имуществом, и правом собственности на свое движимое имущество. Первую премию получил член Дижонской академии Беарде де Лабей. Он рекомендовал не спешить ни с освобождением крестьян, ни с наделением их землей, ибо «опасно спустить с цепи медведя, не приручив его». Надлежит сначала подготовить крестьян к восприятию свободы, а потом уже приступить к наделению их землей. Это соответствовало умеренно-просветительским взглядам императрицы Екатерины II, по инициативе которой проводился конкурс.

В черновиках «Наказа» Екатерины II говорилось о желании освободить рабов от личной зависимости, оставив помещикам право на часть их труда. Но ей воспротивились критики, сказав, что тогда поместья превратятся в опасные жилища, а помещики будут зависеть от крестьян, а не крестьяне от них. В итоге Екатерина II рекомендовала помещикам «с большим рассмотрением располагать свои поборы». Это явственно показало зависимость помещиков от крестьян.

С начала XIX века возникают кризисные явления в крепостном хозяйстве, что выразилось в неуклонном падении производительности барщинного труда. С 20-х годов XIX века растут недоимки по уплате крестьянами оброка. Растет задолженность поместных имений, и помещики влезают в долги перед банками. Эти явления показали, что дальнейшее развитие хозяйства на крепостной основе стало невозможным. Позднее произошла революция 1917 года — и вся земля стала «общей», то есть ничьей конкретно. Возможно, осознавая важность родовой земли для человека, его стремление вернуть ее и сохранить, Ленин говорил рабочим: «Разрушайте гнезда, чтобы птицы не вернулись…». И разрушали. На сегодня их осталось немного. И, казалось бы, поместья канули в Лету…

Теперь последуем немного дальше во времени и остановимся на периоде правления Гракха в Древнем Риме. Не являлись поместьем, но имели некоторые его черты земельные участки, выдаваемые гражданам Древнего Рима. Так, в декабре 134 года до нашей эры. Тиберий Гракх вносит законопроект об аграрной реформе. В нем ограничивается твердой нормой количество земли, которую могли брать в аренду отдельные богатые граждане у государства. Из излишков создавался земельный фонд, из которого нарезались участки и распределялись среди безземельных граждан. Те, в свою очередь, должны были выплачивать небольшой налог и не имели права продать или подарить этот участок. Они, таким образом, рассматривались как наследственные владельцы. В то время подобная мера была необходима для того, чтобы предотвратить продажу земельных участков и задержать обезземеливание и разорение мелких землевладельцев. Несмотря на сопротивление крупных землевладельцев, закон Семпрония был принят. Итогом проводимой реформы была перепись 125 года до нашей эры, которая показала прирост цензовых граждан, способных носить оружие (то есть наделенных земельным наделом) на несколько десятков тысяч человек. А этот факт был немаловажным для Древнего Рима, который вел войны с другими государствами. Наше государство, конечно же, мирное и не принимает участия в военных конфликтах иных государств и не затевает своих. Но положительные сдвиги во многих сферах жизнедеятельности государства не замедлят сказаться.

Что же касается такого спорного вопроса, как налогообложение земли и урожая, то нелишним будет вспомнить такое историческое явление, как слободы. В древнерусском языке, который был некогда общим для будущих русских, украинцев, белорусов слово «слобода» обозначало группу сородичей, живущих совместно. Однако шли времена, и этим словом стали называть уже целые поселения свободных людей, целые села. Они были несколько отдалены от города и посадов, расположенных сразу за городскими стенами. В России XI–XVIII веков слободы располагались обычно на частных, своих, исконных землях и потому были освобождены от податей и земельных налогов. Отсюда и пошло название «слобода», то есть свободный, свобода. Слободы были разные — земледельческие, торговые, ямские, солдатские, ремесленные, иностранные. Они были «черными» (государственными) и «белыми» (частными). Всегда были очень чистыми и ухоженными, своеобразно красивыми. Слобожане были гордыми, вольными. С гордостью говаривали: «Слободской люд слободной». Часто прятался в слободах беглый люд. Однако при Годунове была предпринята попытка провести так называемое посадское строение. «Черные» посадские люди, скрывшиеся от тягла в привилегированных частновладельческих «белых слободах», насильственно возвращались на прежнее место жительства.

На территории современной Украины даже существовала особая территория — Слободская Украина. Жалованными Слободским полкам (Харьковскому, Сумскому, Охтырскому, Острожскому, Изюмскому) Грамотами 1665 года слобожане были освобождены от чиншев, что очень поддержало заселение страны и материально обеспечивало старых поселенцев, давало им возможность укрепить свое хозяйство. Льготы давались на все отбывания лет на 10–15, в зависимости от состоятельности. Разрешалось торговать беспошлинно, держать шинки, не платить оброков. В 1700 году всем пяти Слободским полкам Петр утвердил право без чинша иметь любые промыслы, владеть землями и всякими мельницами, рыболовлями, не платить никаких налогов и пошлин, свободно курить водку и продавать ее. Только взамен нужно было бороться с татарами. Главной привилегией слобожан было также право свободного занятия земель — «старозаимочное землевладение», то есть в основе земельной собственности и ее происхождения лежала свободная заимка — законное право занимать всякие земли.

Но от века к веку города росли, сливались с посадами, заставами, слободами, которые становились пригородами. Слобожане теряли свои ремесла. Менялось население. На окраинах стал жить бедный люд, подневольный рабочий — основа пролетариата, которые и стали делать революции.

Таким образом, история свидетельствует о том, что определенные предпосылки, прообраз родовых поместий в таком виде, в каком он творится сейчас, уже имелся в не таком уж далеком прошлом. Только в чем-то действия правителей и тех, кто вводил данные правовые режимы земли в свое время, были несовершенными. Можно сказать, они ограничивались полумерами. Скорей всего, общество того времени было попросту не готово к восприятию такого режима земли. Оно не готово было предоставить каждому человеку участок земли, так как он сделал бы его по настоящему свободным, а помещики уже в те времена были очень зависимы от труда своих крестьян. В родовых же поместьях каждый должен сам себя обеспечивать, своим трудом, без применения труда наемных работников. И одного гектара ему для этого вполне хватит. При этом земля должна предоставляться каждому гражданину, независимо от заслуг перед родиной, срока службы, возраста, социального положения и т. п. То есть, это будет безусловное владение.

Рассмотрев и проанализировав отдельные черты правового режима земли, которая предоставлялась гражданам в отдельные исторические периоды, можно отметить, что главной целью таких мер, как, например, запрет деления российского поместья, его продажи, ипотеки и т. п. было предотвращение измельчания хозяйств. По отношению к создаваемым в наше время поместьям они являются элементарной попыткой сохранить землю за ее владельцем. Ведь у него будут не сотни или десятки гектаров, а только один. Такая мера, как освобождение от уплаты налогов, также имела неоспоримое положительное влияние на положение в стране.

В целом, можно сделать вывод, что государственный строй, форма государственного устройства и правления, правовой режим прошлого явно не содействовали осознанию необходимости выделять землю по иным, предлагаемым в работе, основаниям. Только в наше время, когда мировое сообщество живет по принципам демократии, уважения прав и свобод человека, каждой личности, когда возникло множество правовых государств, защищающих права и свободы Человека, а не какой-то прослойки общества (если верить законам и декларациям), этот правовой режим земли стал реально воплотимым. И чтобы убедить в необходимости введения данного правового режима и принятия соответствующего Закона, мы переходим к рассмотрению перспектив, а точнее — ожидаемых улучшений в нашей стране.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ. НОВЫЙ СПОСОБ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

Как мы видим, определенный исторический опыт в существовании отдельных черт и элементов правового режима родовых поместий уже существует. То есть, он не противоестественен для государства. Главная задача состоит в том, чтобы соединить их в одно целое, добавив новые черты, не свойственные предыдущим режимам, что автор и стремится сделать. Можно выделить несколько главных его отличий от иных способов хозяйствования.

 

Во-первых, это невиданный нигде и никогда в цивилизованном мире юридический статус: «Земля выдается каждой пожелавшей семье или одинокому гражданину пожизненно, бесплатно, с правом передачи по наследству и без налогообложения земли и урожая».

 

Во-вторых, это то, что главным предназначением родового поместья будет являться обеспечение владельцев самыми высококачественными, здоровыми, вкусными натуральными продуктами питания в изобилии. Товарное же производство в поместьях будет только на первых порах, а впоследствии — станет исключением. Все жизненно необходимые потребности жителей родовых поместий будут удовлетворяться сполна. Цивилизация же бессильна в этом и тонет в круговерти ею же порожденных проблем.

Возможное заблуждение человека, который впервые услышит о родовом поместье, экологическом поселении, может состоять в том, что желающий в нем обосноваться должен будет сразу же перебраться в поселение и, кроме смены места жительства, сразу же поменять область деятельности (заняться сельским и натуральным хозяйством, работать «у корыта» и т. п.). По сути — изменить модель потребления, отказавшись от большинства товаров промышленного производства. Сегодня это могут сделать единицы, энтузиасты. Однако не следует «выплескивать с водой ребенка». Проживание в родовых поместьях вовсе не означает, что необходимо будет сразу же сменить образ жизни, вернуться в каменный век. Или же превратить Украину в аграрную страну. Наоборот, действительность показывает, что землю также желают взять и предприниматели, и более-менее состоятельные люди, которые собираются организовать в поселении бизнес-центр со школой, клубом, интернетом, АТС, спутниковой антенной, магазином, в котором будут продаваться товары промышленного производства, спорткомплексом и т. п. «благами цивилизации». Также планируется разместить неподалеку от жилого сектора поселения закусочную, кафе и другие заведения для туристов и посетителей. Предполагается открыть семейные предприятия по выпуску глиняной посуды, одежды из натуральной ткани, мебели, ковров, вышитых полотенец и т. п.

Как результат введения данного правового режима земель.

Во-первых, значительно сократится потребление импортных продуктов питания (разве что кроме экзотических).

 

Во-вторых, изменится структура потребления промышленных товаров, так как большую часть из них можно производить в поместьях. Это и одежда из натуральных тканей (льна, хлопка, крапивы) с народной вышивкой, которая очень полезна для здоровья человека, и глиняная посуда, и изделия из дерева (мебель, посуда и т. п.), хозяйственные принадлежности и многое другое. Уменьшится потребность во многих производствах по поддержанию системы жизнеобеспечения городов. Появится возможность создавать новые предприятия по переработке и продаже продуктов питания, выращенных в родовых поместьях. В период же массового создания родовых поместий изменится строительная индустрия, изменятся потоки потребления материальных, энергетических и трудовых ресурсов, а также движение капитала.

Можно также сказать, что поместья лишь показывают необходимость использовать всё лучшее, полезное и безвредное для окружающей среды из того, что придумала наука сегодняшнего дня. Применять производства, оснащенные самыми передовыми технологиями экологически чистого, безопасного, дешевого, прочного строительства домов, обустройства прилегающей территории, изготовления продукции. При этом использовать простую, удобную и легкую в обращении технику. Учиться выращивать растения с тем, чтобы они принесли нашему организму наибольшую пользу, отказавшись от техники и технологий, наносящих сильный вред окружающей среде и человеку. Постараться минимизировать применение технологий с меньшим негативным воздействием и развивать те из них, которые не вредят природе. И в результате получить эффект перераспределения техногенной нагрузки на природу.

Если говорить об экономических перспективах нового способа хозяйствования, то можно отметить такие моменты. В большинстве случаев место, предоставленное под поселение, будет представлять собой пустырь или заброшенную деревню (что не имеет особой разницы). Однако на первых порах строительство не будет являться главным. Оно может занять годы, а вокруг в это время будет пусто и неуютно. Поэтому в начале следует распланировать участок, определить место под пруд, дом, сад, лесок и т. п. А после этого высадить деревья, так как плодовым деревьям для плодоношения требуется время, чтобы вырасти. При этом для получения урожая можно посадить овощные культуры между саженцами. Важно не количество, а качество выращенных продуктов питания, поэтому на участке не будет вестись интенсивное земледелие, приводящее к утрате питательной ценности продуктов.

Одним из достоинств поместий на первом этапе будет то, что участок сразу начнет кормить семью. То есть, те деньги, которые раньше уходили на приобретение продуктов питания, начнут оставаться в семейном бюджете. Даже если это будет 50% средств (а по данным статистики, у наших граждан до 80–85% доходов уходит на питание), все равно, это будет существенная экономия для семейного бюджета. Так, например, известно, что сельские жители многих областей России надеются только на производство натуральных сельскохозяйственных продуктов в собственных подсобных хозяйствах. Если грубо посчитать, то приусадебные участки площадью 0,3 га имеют 75 миллионов населения России. И если представить, что несколько миллионов сельских тружеников прекратят их обрабатывать на один сезон, тогда из оборота выйдут 22,5 миллиона гектаров земли. И тогда всё население страны уже к осени умрет от голода.

С гектара же можно получить достаточное количество продуктов, и не на одну семью, еще и излишки останутся, которые можно продать. Часть продуктов можно оставить до весны, когда они стоят дороже. В результате сэкономленные средства можно отложить на постройку дома. Требуемая сумма может набраться за три-четыре года. А если делать глинобитный или землебитный дом, или же дом из прессованной соломы по технологии наших предков, то и раньше. Большую часть работ по строительству дома жители поместий будут делать сами, что также сократит его стоимость и сроки строительства. За это время участок будет уже достаточно обустроен, уже в первый год дадут урожай овощи, на второй-третий год — ягоды, в последующие годы порадует урожаем сад, подрастет лес, зарыбится пруд, расплодятся грибы и лесные орехи. В целом, вполне реально через 3–4 года после получения участков закончить строительство домов и переехать на постоянное место жительства в поселение.

Если говорить об изменениях в области финансов и валютного рынка государства в случае введения нового способа хозяйствования, то в перспективе видится, что будет расти курс гривны, а курс доллара соответственно — падать. И для этого утверждения есть реальные основания. Рассмотрим их подробнее. Сейчас мы большую часть продуктов питания, товаров промышленного производства закупаем за границей. Все это покупается за доллар как за более-менее стабильную валюту (что, впрочем, сомнительно после событий 11 сентября 2001 года). То есть, проявляя спрос на импортные товары и покупая их, мы отдаем гривны импортерам, которые обменивают их на доллары, а потом снова покупают импортные товары. И чем больше спрос вначале, тем выше курс доллара. Снижение потребления импортных товаров приведет к тому, что импортеры получат меньше гривен, следовательно, меньше приобретут на них долларов, а это приведет к снижению его курса. В то же время рост производства натуральных продуктов питания, которые можно будет экспортировать за рубеж или продавать непосредственно в поместьях сразу после сбора иностранным туристам, приведет к притоку иностранной валюты в страну. Всё это ожидается после создания поселений.

И это непременно так и будет, потому что законы рыночной экономики действуют неотвратимо. При этом следует отметить, что на самом деле доллар не стоит тех денег, на которые его обменивают. Он ничем не обеспечен: ни золотом, ни товарами и т. п. (разве что многомиллиардным долгом США). Это условная валюта, что ярко можно увидеть на таком примере из истории, когда после революции французы решили собрать все доллары, имеющиеся в стране, и послать их кораблями с Америку с требованием обменять их на золото. Американцы очень перепугались и с трудом уговорили французов взять лишь часть золота.

Следует также учесть, что люди будут стремиться зарабатывать больше денег до тех пор, пока будут люди, желающие продать, а вернее — обменять на денежные знаки свой урожай. Однако людей ведь никто не обязывает менять его на какие-то несъедобные банкноты. Поэтому настанет однажды момент, когда этот обмен прекратится. Кто-то останется при фруктах, овощах, ягодах, хлебе, а кто-то — при несъедобных деньгах. Необходимость менять продукты на денежные купюры — такая же иллюзия, как и многие условности, принятые в цивилизованном, технократическом мире.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Сегодня многие люди недовольны своим местом работы, а другое найти сложно. А уж уровнем зарплаты недовольны почти все, даже тем, который установлен законом, так как норма этого закона очень часто не выполняется и попросту игнорируется предпринимателями. Не платят даже то, что законно заработано. Так, по данным Государственного комитета статистики Украины с 1985 по 1999 года количество рассмотренных дел по выплате зарплаты увеличилось с 0,8 тыс. до 224,4 тыс., а по восстановлению на работе незаконно уволенных граждан — с 3,4 тыс. до 5,6 тыс. соответственно. Но даже если уволиться самому, то найти работу, где будут платить больше, очень сложно. Везде зарплата практически одинаковая, и если отличается, то незначительно. А порой ее вообще не платят, и люди вынуждены годами жить без средств к существованию.

Получается, что, несмотря на все разговоры о свободном рынке, выбирать особо не из чего. Однако на Украине уже сейчас существует спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Родственные и иные связи всё меньше берутся в расчет. Но даже эти профессионалы не получают достойной оплаты труда. А все потому, что предприятие вынуждено держать массу низкоквалифицированной рабочей силы (бронировать места для безработных, инвалидов, женщин с детьми и других социально незащищенных слоев населения), чтобы не создавать «напряженную социальную ситуацию» в обществе. Ведь все эти люди сейчас не хотят уходить с работы по банальной причине — идти некуда! А предприятия не могут платить достойную зарплату тем, кто им действительно нужен, и те, в поисках работы и средств к существованию, уезжают заграницу.

Создание родовых поместий может оказаться наилучшим решением в обеспечении занятости жителей шахтерских городов после закрытия шахт. Ведь и Президент уже говорил, а нужен ли нам уголь, добытый ценой стольких человеческих жертв? А люди эти каждый день опускаются в шахты потому, что им и их семьям нужно жить, что-то кушать… Создание поселений дает шанс и для социально незащищенных слоев населения, и для профессионалов. Человек, живущий в своем родовом поместье, уже может выбирать, работать ли ему за низкую оплату или нет. Ведь большая часть людей получит возможность спокойно уйти с неинтересной и низкооплачиваемой работы и заняться на своем участке трудом с большей пользой для себя. И теперь каждый работник прежде подумает, а стоит ли ему работать «на дядю» за какие-то 200-500 гривен, в то время как такую же, а то и большую, сумму можно получить с участка с меньшими затратами труда. Да еще и с пользой для здоровья.

В результате на рынке труда образуется спрос на рабочую силу. Это позволит предпринимателю нанимать лишь нужных ему людей, а ненужных — уволить, а также может даже заставить его платить большую зарплату наемным работникам. Соответственно за счет роста объекта налогообложения по налогу на доходы граждан увеличатся и поступления в бюджет.

Идея создания родовых поселений также даст возможность разорвать порочный круг зависимости от работодателя и начать строить свою жизнь, как хочется. И человек, сделавший выбор в пользу родовых поместий, уже не будет обязан всю жизнь работать на систему. А работать зачастую заставляет самый главный страх — страх голода. Если присмотреться к нашей жизни, можно заметить, что состоятельные и не очень состоятельные люди много денег тратят на продукты питания. Те, кто позажиточнее, пообеспеченнее предпочитают покупать хоть и дорогие, но качественные продукты. И, думается, что даже миллионеры захотят иметь к своему столу качественную, вкусную, ароматную, полезную, экологически чистую еду. Если человек сможет обеспечить себя и свою семью продуктами питания, у него высвободятся огромные для его семейного бюджета средства, а излишки вкусной и полезной пищи он может продать тому же миллионеру и за такую сумму, какую пожелает. Ведь не будет на всей земле таких плодов, какие будут выращены в поместьях.

Свой участок земли дает реальную возможность реализовать истинную идею свободы, независимости человека, сделать его по-настоящему свободным и независимым. Независимым от работодателя, который не хочет вовремя платить зарплату. От местных властей, которые не в состоянии обеспечить нормальное поддержание в рабочем состоянии коммуникаций. В результате чего мы живем летом — без воды, а зимой — без тепла.

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ И ГЕНОФОНДА

 

В земледелии есть такое понятие — САМ. Это когда посадил одно зерно, а получил четыре (4 САМ) — мешок посадил — четыре получил. Раньше помещики получали и по 10 САМ. На самом деле это они больше всего снабжали Россию зерном, и именно их зерно вывозили на экспорт. Шумеры получали 200 САМ, а Эклибан получил 2500. Селекционер Пономарев из Ташкента получал с 1 га 1000 центнеров зерна! А теоретически можно получить 5000 центнеров: земля это позволяет. Только нужен иной к ней подход, а не традиционное земледелие. Ввиду вышеизложенного, привлекает внимание правило-парадокс, распространенное в развитых странах. Выглядит оно таким образом. Иностранному фермеру платят 50 у. е., а произвести товара требуют только на 25у.е. Получается, что 25 у. е. ему платят за то, чтобы он произвел нужную норму, а 25 — за то, чтобы не производил «лишнее». В то время, как в мире во многих странах свирепствует голод, фермеров заставляют не вырабатывать продукцию, которую они в состоянии произвести, а уменьшать ее производство, излишне же произведенное — уничтожать. Как ни звучит невероятно это утверждение, однако можно с уверенностью сказать, что сделано это с целью подчинить себе голодного человека.

Положение о том, что производство продуктов питания — дорогое «удовольствие», может касаться лишь их производства промышленным путем. В связи с этим можно выделить две причины больших затрат и высокой себестоимости производимых в нашей стране сельхозпродуктов.

Причина первая: применение дорогостоящей техники, которая использует дорожающие с каждым днем энергоресурсы, горюче-смазочные материалы, удобрения и другие вредные для земли технологии, мотивируя это тем, что без них уж никак не обойтись сельскому труженику. Однако ученые определили, что, даже при возросшей с конца 70-х годов фондовооруженности труда в сельскохозяйственном производстве, резко снизилась урожайности сельскохозяйственных культур. Производство продовольствия всё чаще стало зависеть от четкой и бесперебойной работы инфраструктуры, обеспечивающей процесс производства. И сбой в любом из ее звеньев приводил к существенной потере урожая и утрате продовольственной безопасности государства.

Причина вторая: в закостенелости мировоззренческой науки в целом и сельскохозяйственной науки в частности, что не позволяет применять новейшие разработки в сфере сбережения и восстановления плодородия почвы, сохранения семенного фонда многих культур. Следствием бездумной агрополитики государства является производство монокультур. Это приводит к снижению урожайности и вырождению первичного золотого запаса их генов, а качество этих продуктов резко ухудшается. Вместо полноценного набора веществ, микроэлементов, витаминов и т. п. человек получает лишь подобие первоначального продукта с нарушенным составом из-за химикатов и удобрений. Изменяется и энергетическая структура человека, потребляющего монокультуры.

Поэтому не следует думать, что вся территория поместья будет засажена только картофелем или пшеницей. Насаждения могут быть самыми разнообразными. Просто при разумном подходе к земле, с Любовью на ней можно вырастить очень много продукции, вкусной и полезной, что и является одной из важнейших целей создания поместий.

Подводя итоги, можно утверждать, что при массовом движении по созданию родовых поместий можно будет существенно увеличить производство продовольствия с одновременным увеличением его качества, что позволит решать вопросы обеспечения продовольственной безопасности населения при минимальных затратах со стороны государства и с большим уровнем надежности.

 

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

 

В переводе с древнегреческого слово «цивилизация» означает «прививка», «отводок», прообраз слепой кишки, тупикового направления, «аппендикс». Существуют факты высоких достижений цивилизованных стран. Однако индустриальный путь — это не только достижения технического прогресса, но и горы ядовитых отходов, захламивших планету; это и экологические катастрофы, и множество профзаболеваний, и утрата нормальных условий для выращивания здоровых продуктов питания с вынужденным переходом на неполноценные суррогаты.

Как известно, перед планетой стоит угроза глобального потепления. Ее причины: промышленные выбросы, сотни миллионов автомобилей с их выхлопами и т. п. В последние годы были предприняты меры по уменьшению их вредного влияния: каждой стране было предложено сократить поступление углекислого газа в атмосферу. Одним из существенных проявлений экологического кризиса является чрезмерное потребление природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет их на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без опасения нарушить ее биохимические циклы и способность к самовосстановлению. Человечество расходует сейчас 40% всей продукции, произведенной фотосинтезом на суше. Иными словами, весь ХХ век человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу на грань полной деградации.

В Гааге надо было определить более жесткие уровни, но все попытки окончились провалом. Достичь согласия не удалось по вине тех государств, которые тянут одеяло на себя, не считаясь с другими. Таковыми являются главные загрязнители — США, Япония, Канада, некоторые нефтедобывающие страны. Например, США — генератор № 1 мусора и зловония на нашей планете. По словам французов, «американцы хотят иметь все, но не платить ничего. Они не склонны хоть как-то ограничивать свои потребности, выделяя деньги на защиту окружающей среды, а не на потребление. Таким образом, они оставляют другим «право» расплачиваться за последствия собственного изобилия».

Что касается квот на загрязнение, то речь идет о своеобразной торговле атмосферой: если ты загрязняешь окружающую среду меньше, чем предписано тебе соглашениями, то можно продать свой остаток другому государству, которое свой лимит исчерпало. США, Россия, некоторые другие страны выступили против введения каких-либо ограничений на торговлю квотами. С таким подходом решительно не согласились члены ЕС, настаивавшие на национальных ограничениях. Они делают акцент на необходимости внедрения новых энергосберегающих технологий, развитие чистых источников энергии — солнечной, ветровой. Нефтедобывающие же страны считают, что необходимо компенсировать эти финансовые ограничения, так как сокращение выбросов будет достигаться в основном за счет снижения потребления углеводородов. А это приведет к огромным финансовым потерям страны ОПЕК. Как отметила международная организация «Гринпис», «эта встреча запомнится тем, что правительства отказались от глобального сотрудничества, чтобы защитить планету Земля».

Лидеры индустриальных стран давно ощутили безысходность индустриального пути развития. Они поняли, что в результате их деятельности под ними образовалась растущая зловонная гора мусора, и их страны превратились в элементарные помойки. Они пытались что-то предпринять, но единственное, до чего додумались — это жить за счет других стран, соря в них, грабя их ресурсы, вынося в них самые грязные производства. Пока это у них получается — где договором, где обманом и т. д. Одним из путей является ввержение народа в долговую кабалу и принуждение работать на кредитора все ресурсы страны. И всё это прикрывается ширмой «национального интереса». Иначе же это можно назвать цивилизованным паразитизмом.

Главная причина того, что подобная ситуация происходит в нашей стране — у нее нет Хозяина или сообщества настоящих хозяев, которые бы пресекли кредитную авантюру. С появлением многочисленного класса владельцев родовыми поместьями появятся люди, думающие масштабно, перспективно, по-хозяйски, на столетия вперед. Они-то и будут способны постоять за родную землю. Ведь мало — принять Закон. Нужно сделать его работающим, преодолеть противостояния. На это потребуется определенное время, до тех пор, пока не образуется класс владельцев родовыми поместьями, не представляющих жизнь иначе. Это и будет признаком необратимости перемен к лучшему.

 

ВЛИЯНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ, НА НРАВСТВЕННОСТЬ

 

О снижении репродуктивной функции семьи свидетельствует распространение малодетности. В современных условиях, на большей части территории Украины (приблизительно 80%) уровень недостаточен даже для простого воспроизводства населения. Это привело к тому, что сократилось воспроизводство отдельных народов (русских, украинцев, народов Прибалтики и др.). Среди последствий малодетности — не только угроза депопуляции, старения населения и трудовых ресурсов, но и другие, такие как: упрощение кровно-родственных связей, рост одиночества, трудности социализации единственных детей и др.

Граница простого воспроизводства населения при самой низкой смертности соответствует величине суммарного коэффициента рождаемости, равная 21 ребенку в среднем на 100 женщин за всю их жизнь, независимо от брачного возраста. Это число равнозначно величине 26 детей на 100 женщин в расчете на одну пару, способную к деторождению за всю их жизнь. Это означает, что только для сохранения простого воспроизводства населения семьи с тремя и более детьми должны составлять не менее половины общего числа семей. Если же желателен небольшой рост населения, то доля таких семей должна быть еще больше. Между тем, исследования показывают, что их доля неуклонно снижается и на многих территориях, в ряде социальных групп и народов уже слишком мала. Но реальных предложений по изменению этой тенденции ученые пока что не в силах предложить.

Для того же, чтобы улучшилась жизнь в стране, необходимо посильное участие каждого ее жителя. В связи с этим можно выделить психологические особенности родовых поместий, которые состоят в том, что, получив небывалые гарантии от государства, граждане станут с большим уважением и гордостью относится к своему правительству, Раде и Президенту как олицетворению государства, которое дало людям все для счастья и безбедного существования. Владелец родового поместья, члены его семьи никогда не скажут: «После нас хоть потоп». Создающие прекрасный сад для своих детей не допустят даже мысли о том, чтобы слить ядовитые отходы в реку или зарыть их в землю, не допустят само появление этих отходов! Ведь именно эту землю и эту реку, этот воздух они подарят своим детям.

Родовое поместье — это маленький кусочек Родины. Твой и ничей больше. И ты не временщик, не гость на этой земле, а полноправный ее хозяин. И ты не гость в своей стране, а также ее хозяин. Ты заботишься и бережешь свое поместье и свою Родину потому, что хочешь передать своим потомкам самое лучшее.

Родовое поместье неразрывно связано с Родиной, это ее составная часть. Через Любовь и заботу о своем поместье возрождается и развивается Любовь и ответственность к своей Большой Родине — Украине, так как потребность любить свою Родину есть в каждом человеке. И каждый бессознательно стремится иметь свой кусочек Родины, чтобы выразить ему это чувство.

Высокий смысл приобретет и обязанность по защите своей Родины. Обязанность станет почетным правом. Ведь защищаться будет не абстрактное понятие Родины, а именно этот конкретный кусочек земли, где родился, в котором вырос, встретил свою любовь и создал семью, где родились твои дети и который ты с полным правом можешь назвать своей Родиной, своим Родовым поместьем. Человек будет защищать свою любимую, детей, мать — самое святое, что есть на Земле.

Сегодня ветераны военных компаний избегают рассуждений, зачем они воевали. Чаще говорят: «Война — это темное и грязное дело. Давайте не будем это обсуждать». Необходимость же защиты своей Большой и Маленькой Родины, которые для него создавали его родители и прародители, даст каждому воину осознание смысла воинской службы. Вернет солдатам и офицерам былую гордость за принадлежность к ратной службе. А что значит боевой дух для армии — говорить излишне.

Проведенное социологическое и психологическое исследование последствий Чернобыльской катастрофы показало, что люди пострадали больше всего от того, что их согнали с родных, насиженных мест. Врачи констатировали у них болезни психосоматического характера, стрессы, психозы и т. п. Многие не смогли приспособиться к новому месту жительства, найти работу, нормально питаться и т. п. Некоторые жители зоны безусловного отчуждения, большей частью деревенские старики, отказались покидать родные места. И так скоро «помирать». Хотя те, кто остался на родной земле, прожили больше, чем те, кто переехал. Встал вопрос, а стоило ли всех выселять? Ведь на некоторых участках местности уровень радиации был не столь высок. Но из-за страха перед ней правительство, «на всякий случай», выселило их оттуда. Кто-то всё же вернулся на Родину. Она хоть и опасная, но своя земля, земля родителей, дедов.

К тому же следует вспомнить, что раньше люди больше ценили своих предков, бережно хранили память о них и их делах. Оттого, наверное, и славились их рода. Вспомнить хотя бы Строгановых, Задонских, Неклюдовых и др. Много славных родов было и на Украине. Да кто их сейчас помнит? Все мы не напоминаем ли иванов, родства не помнящих? Память народную погубила частью — война, частью — национализация, голодоморы, годы советской власти, когда зазорным считалось происходить из дворянского рода. Сейчас мы помним предков до третьего, максимум — четвертого-пятого колена. Многие архивы сгорели, трудно восстановить корни свои. Умерли наши прабабушки и прадедушки, которые хоть что-то помнили. Может, даже и рассказывали нам, да редко кто слушал внимательно.

Мы чем-то похожи на дерево без корней: подует сильный ветер — и оно упадет. Чтобы воскресить память, надо начать с малого: с каждого отдельного человека. Пусть каждый начнет создавать, закладывать свой род на небольшом участке земли, своей Родины, которую никто не отберет, право на которую будет гарантироваться и всецело защищаться государством. Наша родина — Украина — большая. Но где же кусочек земли, которую человек сможет назвать своей Родиной? Ведь если он будет, то Родиной можно будет назвать и страну, в которой он расположен. А так получается, что живем вроде на родине, а на самом деле ее у нас нет. Наверное, оттого и стремятся многие украинцы покинуть «неньку-Украину», так как не видят здесь будущего. Не питают к ней сыновних чувств.

Необходимо, чтобы каждый человек смог обустроить на своем участке земли райский уголок — чистый, красивый — и подарить его потомкам. Они же, видя его своими глазами каждый день, будут знать, чего хотели, к чему стремились мы, не по рассказам чьим-то.

Вспоминается в связи с этим рассказ «Старик и яблонька». «Сажал как-то старик яблоньку. Говорят ему: «Совсем сдурел ты, старик. Ты же не попробуешь ее плодов». «Не я, так мои дети и внуки отведают…». Не уподобляемся ли мы тем людям-временщикам, которые думают лишь о себе, но не о будущем, не о том, что оставят потомкам на память добрую о себе?

Когда появится большое количество родовых поместий, когда каждый станет богатым и независимым, тогда и вся страна станет свободной, богатой, процветающей и независимой от любых Валютных Фондов, правителей и правительств. Жители поместий и составят столь необходимый нашей стране средний класс — активный, инициативный, состоятельный. По некоторым подсчетам, нынешнее поколение людей оставляет после себя в наследство ветшающее имущество, постоянно убывающее в стоимости. За средний период жизни нового поколения (в 50–70 лет) рыночная стоимость его значительно уменьшается. А рыночная стоимость родового поместья за этот же период составит не менее 1 миллиона долларов. И будет постоянно возрастать (!).

Каждому будет предоставлена реальная возможность обеспечить себя, своих детей и потомков средствами к существованию и никто больше не сможет оправдывать свое бездействие отсутствием выбора. Поскольку участки будут брать люди с низким уровнем дохода, то разумным будет не облагать участки и выращенную и произведенную на них продукцию никакими налогами, хотя бы в первое время. Ведь есть же льготы по налогообложению для фермеров, предприятий свободных экономических зон, поскольку они выгодны государству. Если же государство увидит выгоду для себя в родовых поместьях, оно закрепит их режим в специальном Законе. В будущем государство может ввести не временное, а полное отсутствие налогов на родовые поместья и продукцию, выращенную и произведенную в них. От этого во многом зависит расцвет нашего государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовой режим родовых поместий находится в стадии становления, разработки его основных положений. И требует дополнительного принятия многих подготовительных мер, теоретических разработок, предварительного применения на практике в качестве эксперимента и последующего внедрения в жизнь. Конечно же, необходима и правовая поддержка государства в виде принятия соответствующей поправки в Конституцию и Закона о родовых поместьях и поселениях. Тот факт, что на финансовую поддержку со стороны государства не придется рассчитывать, позволит показать, что родовые поместья при выполнении соответствующих требований к их режиму не только не потребуют больших затрат и финансовых вложений с его стороны, но, в то же время, покажут свою способность на существенную отдачу в ближайшее время. А их широкое распространение позволит решить множество на первый взгляд неразрешимых проблем и задач, стоящих перед нашим молодым государством и, без преувеличения, перед мировым сообществом (голод, нищета, бездомность, безработица, стрессы, болезни и т. п.).

Некоторые люди могут обвинить сторонников родовых поместий в том, что эти люди хотят вернуть помещичье землевладение, как это было в дореволюционные времена. Что хотят стать помещиками, «кровопийцами» и т. п. Как правило, так говорят те люди, для которых даже торговля пирожками — негативное проявление капитализма, которые воспитаны в духе коммунизма и не приемлют любую частную собственность. Однако следует обратить внимание на тот факт, что землю планируется выдавать каждому пожелавшему гражданину, независимо от его благосостояние, профессии, должностного или служебного положения, возраста и т. п., да еще и бесплатно. К тому же, для ограждения в последующем людей от скупки за бесценок их земельных участков отдельными субъектами с целью наживы или же расширения собственного землевладения (по сути — от обезземеливания, как это часто случалось в прошлом) и вводится режим пожизненного владения (не собственности) без права продажи, залога и т. п. Для этого также вводится особое свойство: ни в коем случае, даже по решению суда, родовое поместье не может быть разделено на части — ни между супругами, ни между наследниками.

Родовое поместье станет основной формой гарантии каждому гражданину права на землю, на жилище, на питание. Количество продуктов питания, выращенных в родовом поместье, будет достаточно для обеспечения круглогодичного питания всех членов семьи. Таким образом, предоставляя семье родовое поместье, государство гарантированно обеспечивает семью условиями для пропитания на любой случай. В случае болезни, безработицы, банкротства, экономического кризиса каждая семья оказывается защищенной и обеспеченной всеми средствами не только для выживания, но и для полноценной жизни. Никакой голод, неурожай, никакие военные действия не смогут откинуть гражданина за черту голода, бедности при наличии у него родового поместья.

В родовом поместье может жить не только крестьянин, но и ученый, и бизнесмен, и политик, и рабочий, и представитель интеллигенции. Даже если они будут совмещать проживание в поместьях с работой, то в любом случае в поместье их всегда будет ждать роскошный стол самой здоровой и вкусной в мире пищи, теплое и уютное жилище, уголок самой здоровой и безопасной среды обитания человека. Со временем люди поймут, что родовое поместье — это прочный и надежный тыл, который непоколебим ни обвалами курсов мировых валют, ни откровенно антинародными решениями чиновников разных уровней; ни беспределом государственной налоговой политики, ни кризисами мировой экономики; ни спекуляциями и мошенничеством на товарных и фондовых биржах и другими явлениями, в основе которых лежат товарное производство и рыночные отношения.

То есть родовое поместье — это действительная опора и реальная гарантия в любой чрезвычайной ситуации. Причем такой гарантии своим гражданам еще не давало ни одно цивилизованное (высокоразвитое и не очень) государство.

В целом, подводя итог, можно привести фразу из газеты «Киевские ведомости» о том, что движение по созданию родовых поместий — «дело перспективное»!

 

Приложение 1

Проект поправки в Конституцию Украины

Статья 41а

1. Каждая семья или одинокий гражданин Украины имеет право на бесплатное получение одного участка земли, площадью в один гектар в пожизненное владение с правом наследования без права продажи и дарения для создания родового поместья.

2. Земельный участок, предоставляемый для создания родового поместья, а также выращенная на нем продукция и средства от ее реализации, не облагаются никакими налогами.

3. Территория родового поместья неприкосновенна. Никто не вправе проникать на территорию поместья против воли проживающих в нем лиц иначе, чем в случаях, прямо установленных в законе и только на основании вступившего в законную силу решения суда.

4. Запрещается организация на территории родовых поместий промышленных и иных производств, наносящих вред окружающей природной среде и человеку.

5. Земельный участок, предоставленный для создания родового поместья и используемый по назначению, не может быть изъят у его собственника и его потомков.

6. Земельный участок, предоставленный для создания родового поместья, не может быть использован как средство платежа ни в какой форме, в том числе для погашения долговых обязательств или иной имущественной ответственности.

7. Порядок реализации конституционного права на родовое поместье закрепляется в соответствующем Законе Украины «О родовых поместьях и родовых поселениях в Украине».

 

 

Бородина Татьяна, г. Мариуполь, Украина

borodina223344@mail.ru

 

С полным текстом курсовой работы, включая проект закона, проект поправки в Конституцию Украины можно ознакомиться в Интернете на сайте www.Anastasia.ru

 

 

      <<< Назад                                        Дальше >>>

 Альманах №4

 

По всем вопросам или найденным ошибкам пишите на электропочту erm9@yandex.ru

 

Нужен сайт? Закажите у меня - sitearts.ru!